* - поля, обязательные для заполнения

* - Нажав кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных.

×

* - поля, обязательные для заполнения

×
Консультация по телефону
+7 (495) 704 -80-00
Репутация - главный актив аудитора!
SKYPE - Консультация 370873164

Проверка законности требований налоговых органов

В ходе каких мероприятий налогового контроля могут истребовать документы?

Существует 4 мероприятия, в ходе которых налоговая служба может истребовать документы:
• Выездная налоговая проверка;
• Камеральная налоговая проверка;
• Встречная налоговая проверка(проверка контрагента налогоплательщика);
• Вне рамок налоговых проверок ИФНС может запросить документы или информацию в случае обоснованной необходимости(проверка конкретной сделки налогоплательщика или иного лица).

Важное условие для запроса документов налоговыми службами
 
Документы и информацию по любой сделке у ее участников или у иных лиц, которые располагают данными сведениями, могут запросить, когда ни у одного из участников сделки проверки нет(п.2 ст. 93.1. НК РФ).

 Подготовка ответа налоговой службе

Перед подготовкой ответа необходимо разобраться, что именно от Вас хотят и на каком основании. Объем возможных требований по разным основаниям различный.

 О выездной проверке

Выездная проверка назначается решением руководителя инспекции или его заместителя(по месту учета налогоплательщика) по унифицированной форме.
Инспекторы могут запрашивать документы у проверяемого налогоплательщика, у его контрагентов и иных лиц(банков), допрашивать свидетелей, проводить инвентаризацию и осмотры помещений и т.д.
 
 О камеральной проверке

Согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ, такая проверка в общем случае проводится в течение трех месяцев со дня подачи декларации(расчета). Если по истечении срока инспекция запрашивает документы, данное требование не является законным.

Однако, в соответствии со статьей 82 НК РФ ИФНС ,одним из методов налогового контроля является проверка данных отчетности. Этот вид налогового контроля никакими сроками не ограничен. Если срок камеральной проверки истек, но в ходе работы с декларациями ИФНС выявила нарушения законодательства, инспекторы на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 31 НК РФ вправе требовать от налогоплательщиков(налоговых агентов) устранения выявленных нарушений путем подачи уточненной декларации.

Требовать от налогоплательщика документы или пояснения вне рамок проверки норма подпункта 8 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговикам не дает. В такой ситуации налогоплательщика могут вызвать в инспекцию для дачи пояснений на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Согласно этой норме, налогоплательщика можно вызвать не только для дачи пояснений в связи с уплатой(удержанием и перечислением) налогов и сборов и в связи с налоговой проверкой, но также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.
 
При камеральных проверках налоговики не могут запросить любые документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Дело в том, что полномочия инспекторов по направлению таких требований ограничены положениями статьи 88 НК РФ, которые регулируют процедуру камеральной налоговой проверки.

Какие документы вправе требовать налоговая служба при камеральной проверке?

Инспекторы вправе потребовать документы, пояснения или уточненную отчетность. Также они вправе вызвать налогоплательщика в ИФНС для устных пояснений. Причем запросить могут не любые документы.

Когда ИФНС может затребовать документы у налогоплательщика в ходе камеральной проверки?

Затребовать документы могут в следующих случаях:
• налогоплательщик заявил льготы и пониженные тарифы;
• налогоплательщик возместил НДС из бюджета;
• возникли расхождения по конкретной операции между декларациями поставщика и покупателя;
• налогоплательщик подал уточненную декларацию спустя два года после подачи первичной декларации;
• налогоплательщик подал декларацию по акцизам с налоговыми вычетами и возвратом налога из бюджета;
• при применении инвестиционные вычеты.

Срок предоставления документов, запрашиваемых налоговой службой

По общему правилу организация должна представить документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования(абз.1 п.3 ст.93, п.6 ст.6.1 НК).

Когда ИФНС может затребовать пояснения у налогоплательщика в ходе камеральной проверки?

Пояснения в ходе камеральной проверки ИФНС вправе затребовать, если:
• выявлены ошибки, противоречия и несоответствия между декларацией и сведениями, которые есть у проверяющих;
• налогоплательщик подал уточненную декларацию, по которой уменьшил налог к уплате;
• налогоплательщик представил декларацию с убытком.

Срок предоставления пояснений, запрашиваемых налоговой службой

Подать запрошенные пояснения необходимо в течение пяти рабочих дней с даты, когда получили требование (п.3 ст.88 НК). Отсчет срока начинают на следующий день за днем фактического вручения указанного требования(п.2 ст.6.1 НК).

Если на требование о предоставлении документов или пояснений не отреагировать, будет штраф в размере 5000 руб.(п.1 ст.129.1 НК). Если в течение календарного года нарушить срок еще раз, то размер штрафа составит уже 20 000 руб.

Какие документы ИФНС не вправе требовать при камеральной проверке?

• первичные документы(договоры с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, акты выполненных работ);
• отчеты, аналитические справки(обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами;
• регистры бухгалтерского учета, бухотчетность, расшифровки отдельных сроков декларации;
 
Что делать, если вы получили требование с нарушениями?


В таком случае запрашиваемые документы и информацию можно не предоставлять. Однако, чтобы избежать штрафа, не игнорируйте требование. Поясните, почему отказываетесь представить документы или сообщите, что не располагаете запрошенными бумагами.

Отказ представить документы в ИФНС оформите в произвольном виде, если не подходит типовой бланк, утвержденный приказом ФНС от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204.


10-04-2023