Налоговое законодательство РФ включает в себя законодательство трех уровней:
- Федеральный
- Региональный
- Местный
Главный федеральный закон о налогах – Налоговый кодекс РФ. Все остальные федеральные законы о налогах не должны ему противоречить.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса (НК) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах и страховых взносах (ст.1 НК РФ).
Законодательные органы-
- субъектов РФ принимают законодательные акты о региональных налогах в соответствии с НК РФ.
-
муниципальных образований регулируют налоги и сборы для местных бюджетов и принимают нормативно-правовые акты о местных налогах тоже только в соответствии с нормами НК.
Вводя какой‑нибудь налог региональные и местные власти должны руководствоваться федеральным законом, в котором определены правила взимания этого налога и установлены границы полномочий региональных и местных властей.
Федеральные законы о налогах
-это самые главные налоговые документы. Ими нужно руководствоваться в первую очередь. Федеральные законы принимает Государственная Дума, затем их одобряет Совет Федерации и подписывает Президент РФ.
С 1 апреля 2020 года статьей 4 НК предусмотрена возможность для правительства, федеральных органов исполнительной власти и высших исполнительных органов субъектов РФ изменять и дополнять налоговое законодательство. Ранее налоговое законодательство можно было менять и дополнять только поправками в НК. Такая оперативность стала необходимой для преодоления кризисных явлений в экономике из-за пандемии.
Издание подзаконных актов местных властей
На основании законов о налогах федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти издают подзаконные акты в пределах их компетенций. Такие акты выпускают:
- Правительство РФ;
- Федеральные министерства и ведомства (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и др.);
- Государственные внебюджетные фонды;
- Региональные, местные органы и должностные лица исполнительной власти (губернаторы, мэры и т. д.).
Подзаконные акты могут конкретизировать и разъяснять законы, но не должны им противоречить. Среди подзаконных актов есть обязательные для исполнения - нормативные акты, и те, следовать которым не обязательно - ненормативные акты.
Еще один источник налогового законодательства
Источником налогового законодательства также выступают решения Конституционного суда и те постановления и определения, которые вынесены по итогам проверки конституционности нормативно-правовых актов или отдельных норм налогового права. Все они обязательны для применения в практике обычных судов и для всех правоприменителей, так как Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля.
О работе с иностранными компаниями и гражданами
Если ваша деятельность связана с иностранными компаниями или гражданами, необходимо учитывать положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных нашей страной. Эти договоры главнее российских законов о налогах.
Если договор предусматривает иные правила, чем наши законы, нужно руководствоваться договором (ст.7 НК РФ).
Резюме
Налогоплательщики и контролирующие их органы должны руководствоваться:
- федеральными, региональными и местными законами о налогах;
- подзаконными актами;
- решениями судов;
- международными договорами о налогах, заключенными нашей страной.